Il vecchio castello
(с итал. — «Старый замок»)
22 июня 1874
Il vecchio castello
Вторая пьеса цикла "Картинки с выставки"
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. В каталоге выставки такое произведение не значилось.

Первые такты «Старого замка»
У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинатный бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте.

Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
Письмо М. Мусоргского В. Стасову. Автограф (июнь 1874 года)
Гартман кипит, как кипел «Борис», — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге <…> Хочу скорее и надёжнее сделать. Моя физиономия в интермедах видна. До сих пор считаю удачным
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре.
Стремление Гартмана вводить в проекты русские народные мотивы было близко участникам «Могучей кучки». Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.

В феврале-марте 1874 года в Императорской Академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее.
1874
Пьесы:

Promenade

№ 1. Gnomus

№ 2. Il vecchio castell

№ 3. Tuileries

№ 4. Bydło

№ 5. Балет невылупившихся птенцов

№ 6. Samuel Goldenberg und Schmuÿle

№ 7. Limoges. Le marché

№ 8. Catacombae. Cum mortuis

№ 9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)

№ 10. Богатырские ворота

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» импровизировались автором.
Но окончательно замысел целого, как цикла фортепианных пьес, сложился летом, и Мусоргский, оторвавшись от написания вокальной музыки («Без солнца»), принялся за новое сочинение. Все «Картинки» были написаны на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года.
VIII Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки»
Нижний Новгород
23-27 октября 2024 года
Made on
Tilda